ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 

*Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

*Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

*Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

*Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

*Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

*Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

*Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

*С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых
занятий.

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего, следует Проверить, знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

• Как его зовут (имя, фамилия)?

• Сколько ему лет?

• Когда день рождения (год и дата)?

• Где живет (страна, город, улица, квартира)?

Выясните:

*умеет ли ребенок отличать различных животных (диких домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности),

*имеет ли он представление о бережном отношении к природе и ее охране

Узнайте, способен ли ваш ребенок:

*Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает вопрос: "А что это?")

*Строить рассказы по картинке (картинам)

*Сочинять сказки

*Находить слова с определенным звуком

*Членить предложения

*Заучивать стихи (прозу)

Знает ли он:

*Цифры (от 0 до 9)

*Дни недели и месяцы (последовательно)

Может ли он:

Назвать числа в прямом и обратном порядке

Соотносить цифру и число предметов

Соотносить цифру и число предметов

Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их 

Ориентироваться на листе бумаги в клеточку

правильно держать карандаш, ручку, кисточку

Рисовать как отдельные предметы, так и сюжетные картинки

Лепить одиночные фигурки и целые композиции

Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

*под музыку

*в заданном темпе

*ритмично передвигаться

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких как:

*классики

*бадминтон

*настольный теннис

*игра с мячом

Умеет ли Ваш ребенок:

• петь правильно, передавая мелодию

• инсценировать песни

• сочинять «нехитрую» музыку

• ритмично двигаться под музыку

Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок.

 

СОВЕТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Первый класс - это серьёзное испытание не только для ребёнка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас ребёнок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас и на всю жизнь у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию «школа».

Итак, как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс?

1) Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.

2) Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, - это ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться - это ваша вина: завтра разбудите его раньше на столько, на сколько он «закопался» сегодня.
3) Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш ест в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.
4) Не предупреждайте его, прощаясь: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Гораздо полезнее на прощание пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов - ведь у него впереди трудный день.
5) При встрече ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил», «Как успехи в школе?» или, ещё хуже, ироничные высказывания вроде: «Ну, как, сегодня без двоек?», «Ну, двоечник, как успехи?». Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться. Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет поделиться чем-то, едва вернувшись со школы, не откладывайте разговор на потом, выслушайте его - это не займёт много времени. Подумайте о том, как иногда вам важно, чтобы -вас кто-нибудь выслушал.
6) Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит - не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет всё сам. А нет - осторожно поинтересуйтесь потом. Но не пытайтесь удовлетворить своё любопытство сию минуту.
7)  Интересуйтесь успехами ребенка у учителя, но не в присутствии малыша! А выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-то выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны - они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.
8) Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А ещё лучше, если ребенок поспит 1,5 часика - это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.
9) Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий желательны 10-15-минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.
Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь - наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся», «всё получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходима. Иначе быстро отобьёте у ребенка охоту просить вас о помощи в будущем.
10) Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь, то...». Это порочная практика - у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что, учась, делает вам одолжение, за которое вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ему ставите, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и вы окажитесь в сложной ситуации - либо быть последовательными до конца и тем самым несправедливыми по отношению к ребенку, либо нарушить своё «родительское слово».
11) Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние хлопоты, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для вас нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач. Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что нет - решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом,
почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что всё - решится само собой. 12) Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, затем - конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательной к состоянию ребенка.
13) Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто можно слышать в I обращении к 7-8-летним: «Ты уже большой!») любят сказку на ночь, I песенку или ласковое поглаживание. Всё это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и ваших руках сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы.

Адрес:П.Глебки 86, инд.220104
Телефон:337-46-43
Электронная почта:sch132@minsk.edu.by