Навигация по сайту: Главная : Музей : Экскурсия №1

Тема мероприятия: Сокровища школьного музея

 

 

Цели и задачи:

1) образовательная – создать условия для расширения знаний учащихся о традиционной материальной и духовной культуре белорусов; используя историко-краеведческий материал, представленный в школьном музее, способствовать закреплению знаний, полученных учащимися в курсе истории Беларуси в 6-м классе;

2) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родной страны, содействовать развитию их критического мышления, расширению кругозора, а также развитию воображения и памяти;

3) воспитательная – содействовать формированию у учащихся мировоззрения, частью которого является уважительное отношение к материальному и духовному наследию предков, ценностям национальной культуры, достижениям нашего народа, понимание его вклада в сокровищницу общечеловеческой культуры.

 

 

Форма проведения: экскурсия.

 

Оборудование:

1. экспозиция школьного музея «Беларускія прылады працы і іх вырабы»:

а) раздел «У гаспадарчым кутку»;

б) раздел «Ткацтва»;

в) раздел «Прасаванне»;

г) раздел «Дрэваапрацоўка і пляценне»;

д) раздел «Сялянскі падворак»;

г) раздел «Куфар».

 

2. вспомогательный лекционный материал для проведения экскурсии.

 

Ход мероприятия:

 

I.Вводное слово: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас на необычную экскурсию в школьный музей «Беларускія прылады працы і іх вырабы», экспонаты которого рассказывают о том, как жили наши предки – жители белорусского села ещё в начале XX в. НЕОБЫЧНОСТЬ нашей экскурсии будет заключаться в том, что мы сможем дотронуться до некоторых предметов, которыми они пользовались каждый день (чаще всего в музеях это запрещено, но в нашем школьном музее только один раз в год мы будем нарушать это правило). Итак, мы входим в хату белорусского крестьянина…

…Мы как раз переступили через порог. А знает ли вы, зачем в хате порог?

 

II. Рубрика «Зачем в хате порог?»: «Ад парога хату не мятуць», - учит народная мудрость. Казалось бы, так ли важно, как мести хату. Главное же, чтобы было чисто. Да, но порог – место в хате необычное, с ним связано множество народных обычаев, обрядов и примет. Порог понимался людьми как своеобразная граница, которая отделяет человеческое жилище от пространства «за порогом» - неосвоенного, нежилого и, значит, враждебного для человека. Порог, кроме того, считался местом, где живут души предков, которые могут влиять на людей, на их здоровье, богатство, взаимоотношения с другими людьми. С этим верованием связаны различные обычаи, которые дошли до нас со времён седой древности.

Известна примета-запрет: нельзя приветствоваться через порог, так как это может привести к спору, конфликту, непониманию или даже враждебности между людьми. В основе таких представлений всё то же понимание порога как места нахождения душ предков. Понятно, что в таком случае человек, который находится на другой стороне порога, воспринимается душами предков как возможный неприятель, враг.

Считается также, что человека, который входит в дом, ждёт неприятность, если он споткнётся о порог. Если же кто-либо спотыкается о порог, выходя, - то это был знак, что сюда человек скоро вернётся. А вот садится на порог или становится на него народная этика не позволяла. Особенно остерегались это парни и девушки, иначе их ждёт одиночество.

Очень часто использовался порог и как ритуальное место в народной медицине. Например, чтобы никто не сглазил детей, их купали на пороге, причём воду на них лили через решето. При ткачестве женщины очень остерегались, чтобы кто-нибудь не сглазил натканое ими полотно. Для этого основу, на которой ткали, обсыпали пылью, которую собирали на пороге.

Значительность порога в жизни людей отражалась в многочисленных пословицах и поговорках: «Не стаўшы ў парозе, не будеш сядзець на покуці», «Ты яго лаеш, а ў парозе яго стаіш», «Беднаму Бог залоціць парог», «Без Бога ні да парога»…

А сейчас приглашаем в хату, где почётное место занимает печь.

 

III. Рубрика «Зачем в хате печь?»: Есть такое выражение: танцевать от печи. Начнём и мы наше знакомство со стародавним крестьянским бытом с печи.

Печь занимает в крестьянской хате важное и почетное место, обычно в ближнем от входа углу. Внутри печь имела «под», на котором сжигали дрова (топили печь) и готовили пищу, закрывалась она заслонкой. На припечке, сбоку от устья печи, была ямка ниша, куда сгребали часть горячих углей, закрывая их горячим пеплом. В этом состоянии уголья сохранялись круглые сутки и использовались в качестве спичек. Если угольки гасли, это считалось плохой приметой. Негасимый «вечный огонь» в очаге был для белорусов семейной святыней, символом счастья и благополучия. Старое поверье запрещало отдалживать его у соседей в праздничные дни.

Роль печи в доме заключалась не только в её практическом назначении (печь обогревает хату, в ней готовят еду, на ней спят, отдыхают, лечатся). С печью связано много верований и представлений.

Особенное уважение к печи, отношение к ней как к живому существу подчёркивается запретом употреблять в её присутствии грубые или непристойные слова:  "Няможна гэтак казаць, бо печ у хаце”, “Сказаў бы, ды печ у хаце”.

Печь была своеобразным центром хаты, воплощением древнего агменю (очага), без которого невозможно себе представить жизнь человека. Неслучайно именно печь (а точнее - подпечье) считалась местом нахождения доброго духа – домового (“дамавіка”), главная «обязанность» которого – забота о благополучии семьи.

Поэтому, весной, в день первого выгона скота в поле, хозяйки кормили коров на печной заслонке, приговаривая «Як гэтая засланка кожную ноч стаіць на сваім месцы, так бы і наша кароўка стаяла кожную ноч на сваім двары». С этой целью кормили на заслонке и купленную корову, которую впервые приводили во двор.

Печь воспринимали и как надёжную заступницу от болезни и смерти. Старались исполнять следующий совет: войдя в хату, в которой лежит больной, нужно сначала посмотреть на печь, чтобы не пристала болезнь. В народной медицине белорусов был также известен приём символического “запекания” слабых, больных детей в печи. Ребёнка заворачивали водеяло и держали несколько минут в печи сразу после того, как закончили её топить. Считалось, что после такого “запекания” ребёнок приобретает силу и здоровье.

Поскольку печь понималась как “женское” место в хате, в некоторых деревнях Гомельщины и сейчас существует стародавний обычай: женщина на другой день после свадьбы белит печь в хате своего мужа. Этим она стремится “задобрить” печь, наладить отношения с ней, а значит – с новой семьёй.

 

 IV. Рубрика «Что такое дежа?»: Обычна в крестьянском обиходе вещь – дежа (дзяжа, дзежка, квашня, хлебніца), в которой заквашивали дрожжевое тесто для приготовления хлеба, - связывалась с необычными и интересными представлениями. Это совсем неслучайно, потому что в деже происходило чудо: небольшой кусочек теста в ней будто бы оживал, поднимался, рос, готовясь превратиться в душистый каравай.

Дежа имела форму суженой кверху шырокой бочки, крышку (вечка) с ободком, чтобы предотвратить выпирание теста на пол. Дежа малых размеров  (дзежка, блінніца) служила для заквашивания теста на блины.

Когда приобретали новую дежу, то ею не пользовались сразу, а стремились «задобрить». Ставили на сутки вместе со старой на одну постилку и под одним покрывалом, чтобы новая дежа «привыкла». Перед Пасхой (Вялікдзень), на Вербной неделе, её били освящённой в церкви вербой с пожеланием здоровья и плодородия. А когда дежу мыли, оставляли небольшой кусочек подросшего теста. Стремились также не застудить и не запарить дежу, держали её в определённом месте и ни в коем случае не давали в займы в чужую хату, чтобы не «обиделась».

В том случае, если хлеб в деже не удавался, с нею обходились строго: ставили на пороге вверх дном, втыкали в дно нож, поливали кипятком. На Витебщине «морально» воздействовали на дежу, отдавая теста, которое не подошло, свиньям. Считалось, что дежа обязательно «исправится», не выдержав такого оскорбления.

Известно было использование дежы и в народной медицине. Например, больного ребёнка клали в дежу с надеждой, что ему передастся её жизнеспособность, животворная сила. Если ребёнок долгое время не разговаривал и не ходил, его сажали на дежу после того, как из неё выберут тесто.

Имея непосредственное отношение к женскому труду, дежа широко использовалась в брачной обрядности. Теперь уже мало кто знает, что к деже имеет прямое отношение выражение «садзіць на пасад, аддаваць замуж». Посадом называлась накрытая кожухом дежа, на которую сажали невесту (обычно это делал её брат). Этот общеславянский обычай обычно символизировал вступление в пору жизненной зрелости.

 

V. Рубрика «Зачем белорусы выращивали лён?»: «Прыйдзе восень – заб’ю лося, галаву з’ем, шкуру облуплю, мяса за плот выкіну». Сейчас не каждый белорус отгадает эту загадку. Кое-кто, правда, с завистью, но большинство всё ещё брезгливо смотрят на льняное бельё и на полотняную одежду. Засело в головах, что лён от бедности. А когда-то все сельские всю жизнь ходили в полотняном…

«Гладкое, не маркое, не тяжёлое, пригодное для любой поры года», - так хвалил льняную одежду древнегреческий историк Плутах. Ценил полотно и легендарный сказитель Гомер. В Древнем Риме почти такие же скатерти, что и наши предки застилали каждый день на стол, были предметом роскоши. Полотняная одежда, которую каждый день носили наши предки, украшала, как пишут, библейских героев, фараонов, жрецов. На египетских фресках 3 тыс. до н. э. нарисованы все стадии обработки льна. Плотные и крепкие полотняные латы, которые не «грели» и которые не пробивала стрела, носили, например, воины персидского царя Ксеркса…

И на нашей земле лён был когда-то одним из самых уважаемых растений, потому что и одевал, и кормил. Белорусские женщины во время трёх важнейших языческих праздников, которые отмечались во время зимнего и летнего солнцестояния, а также во время весеннего равноденствия, совершали магические действия, чтобы лён вырос лучше. Весной – ворожили, вытаскивая стебли травы из расстеленного под льняной скатертью сена. Зимой, на Масленицу, специально ездили на санях как можно дальше, чтобы лён был длиннее. Летом, на Купалье, девушки и молодые женщины бросали в огонь берёзовые ветки и приговаривали: «Каб мой лён быў такі ж вялікі, як гэта бярэзіна». А уж труда белорусские крестьянки не жалели.

Что и удивляться: одежда, бельё, пелёнки, повязки на раны… Ручники, которые использовались почти в каждом обряде, на свадьбе, на похоронах. Скатерти, которые играли свою неизменную обрядовую роль и без которых, ни праздник, ни встреча гостей не обходились.

Вылежался «лось» на сорока росах, повезли его в овин. Стучат мялки, сыплется кострица – продолжается ежегодный женский труд, продолжается и лето – бабье…

А вот и орудия труда, которые помогали превратиться льну в полотно: «праник», «пралка», «калаўрот», «верацёны», «матавила», «сукала», «ткацкі станок» и др.

 

VI. Рубрика «Для чего в хате «куфар»?» Перейдём теперь к сундуку («куфру», «скрыні»). Эта деревянная ёмкость, в которой хранили ткани, бельё, одежду и ценности. В «куфар» собирали приданое невесты – «Што сяляначкі пралі, што мяшчаначкі ткалі, а сястрычкі ў кафар залажылі» - так пелі во время свадьбы, а после куфар перевозили в дом молодого мужа. На свадебном возу куфар везли «кубельнікі», которым давали наказ не потерять «ні скрыні, ні пярыны, ні маладой гаспадыні». Про жениха пели: «Яго коні каваныя, вязуць скрыні маляваныя». Он же должен был выкупить куфар – ему пелось: «Скрыня сакоча. Чаго яна хоча? Паўтара залатога ад князя маладога». В крестьянском доме, такім образом, “куфар” был самым ценным предметом как для хозяина, так и для хозяйки.

 

VII. Рубрика «На крестьянском подворье»?» А теперь давайте выйдем на крестьянское подворье. Тут мы видим «вазок», «серп», «севенькі», «сноп жыта», «вілы» и другие вещи, которые помогали в крестьянском труде во время жатвы, на которой работали все члены семьи…

Таким образом, жатва на Беларуси была и остаётся самым важным процессом. Это подтверждают специальные обряды: “пакрыванне поля”, “зажынкі”, “дажынкі”. Каждый крестьянин стремился как можно быстрей начать жатву, чтобы рожь не перезрела.  Жали обычно женщины и девушки, поэтому в обрядах, связанных с жатвой, принимали участие исключительно они одни.

Уром, до восхода солнца, на поле шла молодая женщина и в присутствии нескольких девушек сжинала небольшой снопок ржи и,  обвив его ручником или куском нового полотна, подбрасывала приговаривая:

Пакрыла ніўку

На добрую спажыўку;

Парадзі, Божа,

Наша збожжа!...

Затем женщина с девушками шли домой или к хозяину, чьё поле покрывали. При входе в дом пели, отдавали снопок хозяйке. Та одаривала их деньгами. Затем подходила с поклоном к хозяину. Хозяин угощал жниц и приглашал на зажинки. Этим и заканчивалось покрывание поля.

Через два дня, в субботу вечером, справляли зажинки. Перед этим убирали хату и двор, стол застилали белой скатертью, клали каравай хлеба и ставили соль. Дочь хозяина с подругами, отправлялась на поле, исполняя песни. «Зажынальніцай» выбиралась женщина «лёгкая на руку», чтобы вся жатва прошла удачно. На поле девушки перекусывали. Сжинали небольшой сноп ржи, перевязывали его красной лентой, несли домой и ставили в «красном углу». В день зажинок готовился праздничный ужин, во время которого семья съедала хлеб и сыр, принесённые с нивы. Весь обряд зажинок сопровождался обрядовыми песнями.

Интересно проходили дожинки. Завершая жатву, одна часть жниц, срезав жменю ржаных колосьев, начинала свивать из них венок. В это время остальные садились на землю и пели. Первая из певиц приседала на корточки перед случайно оставленным на поле кустом ржаных стеблей с колосьями, полола его, затем связывала стебли у самых колосьев, что и называлось «бородой». В середину куста клали краюшку хлеба и соль. Всё это действие называлось «завиванием бороды».

Затем жницы с песнями отправлялись домой. Если по пути им попадался хорошо знакомый человек, то зачинальница надевала ему венок, а жницы вокруг «пленника» пели песни до тех пор, пока он не давал выкуп – деньги или какую-нибудь вещь.

Жниц дома встречал хозяин. Девушки надевали хозяину на голову венок, а тат приглашал их в дом, где ещё в сенях их приветствовала хозяйка, держа в руках водку, хлеб, соль, сыр. Когда готов был ужин, то сразу садились за стол. И не только жницы, но и все кто был в хате.

На Дожинки пекли блины и к ним подавали масло и мёд. Кроме того варили очень густую кашу, чтобы посевы и следующим летом были такие же густые. Также жарили или варили поросёнка, жарили яичницу и угощали водкой.

В наше время Дожинки превратились в общегосударственный праздник урожая.

 

VIII. Заключение: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Спасибо за внимание.

Адрес:П.Глебки 86, инд.220104
Телефон:337-46-43
Электронная почта:sch132@minsk.edu.by